Моё эссе
Я - учитель.
В селе ты не просто порядочный житель,
У всех на виду – твоё имя Учитель…
И спрос с тебя строгий, и честь высока,
И ноша твоя на миру нелегка.
С.Г Старчкова
Строки из этого стихотворения стали визитной карточкой моей учительской жизни, жизни сельского учителя. Среди огромного количества моих родственников нет ни одного учителя. Так почему же я связала свою жизнь со школой?
У каждого свой путь в профессию: кто-то с гордостью может сказать о своём выборе ещё в детстве, кто-то определился в юности и целенаправленно шёл к своей цели, не сворачивая с выбранного пути. Мой путь к профессии педагога определился не в один день. За спиной остались попытки найти себя и своё место в разных сферах деятельности. Но я об этом не жалею: приобретённый жизненный опыт позволил мне сделать по-настоящему зрелый выбор, о котором я ни разу не пожалела за годы работы в школе.
На любом пути всегда есть точка отсчёта, которая определяет будущие цели, расставляет нравственные ориентиры и наполняет смыслом жизнь. Моя история началась так…
В 2003 году, поменяв место жительства, я переступила порог сельской школы, для того чтобы устроиться на работу, но не учителем, а на вакантную должность лаборанта, затем электроника. Не знаю, как бы сложилась моя дальнейшая жизнь, если бы не один случай.
Когда я трудилась над очередным составлением документов, дверь открылась и вошла директор, которая попросила на неделю заменить заболевшего учителя информатики. И так как я хорошо владела компьютерной грамотностью, а в то время это было редкостью, я согласилась.
Весь вечер я готовилась к новому для себя амплуа: читала, писала, консультировалась, составляла план, понимая, что учительский труд не зря считается тяжелым. Впереди меня ждала бессонная ночь. И вот наступил тот самый час….. Я вошла в класс, и на меня устремились взоры десятиклассников. Конечно, было жуткое волнение, затем знакомство и, конечно, урок. Каково же было моё удивление, когда после окончания ко мне подошли ребята и спросили, смогу ли я остаться у них преподавать этот предмет, они наперебой говорили, как было интересно и что я не обычная, а с доброй улыбкой, от которой становится спокойно, а не волнительно, как на других уроках. Особенно приятно было услышать слова о том, что они будут ждать следующего занятия.
Так, проведя свой первый урок в жизни, я шла в учительскую, держа крепко в руках журнал, только с одной мыслью: я счастлива, всё получилось, я хочу быть учителем!
Так как желание учиться было велико, мечта сбылась, и в 2008 году я закончила социально-педагогический колледж с красным дипломом и теперь гордо говорила: «Моя профессия – учитель!» Затем были годы обучения в педагогической академии, которые я чередовала со своей уже любимой работой.
И вот 13 лет я работаю учителем информатики и ИКТ. Я люблю свою работу. За эти годы было всякое…Ведь каждый день, месяц, год заполнен разными событиями – приятными и не очень, встречами – интересными и скучными, замечаниями – моими и чужими, советами, нотациями (без этого не обойтись), разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, вкусными обедами в столовой, дежурством, совещаниями, собраниями, заседаниями… У меня насыщенная жизнь благодаря моей любимой профессии. Мне некогда скучать.
Утро. Вхожу в свою любимую сельскую школу, на пороге встречают ученики: «Здравствуйте, Ирина Фёдоровна, как ваши дела? Хорошего дня!»,- обязательно пожелает кто-то из ребят. Прохожу по узкому коридору и попадаю в учительскую, взяв журнал, направляюсь к своему классу и всё: жизнь закипела, день начался, урок, еще урок…
Так незаметно занятия подошли к концу. Но школьная жизнь кипит! С мальчишками готовимся к сдаче экзамена . Глядишь на умных, талантливых детей - душа ликует. У Семена неиссекаемая тяга к познанию, домой уходить не хочет, а у меня вторая половина дня, значит, пора.
Внеурочные занятия, по-другому вторая половина дня, ох, уж эти занятия, как они способны поднять настроение, а все только потому, что малыши, которые на них приходят, мои любимые первоклашки - дарят мне множество положительных эмоций, их улыбки и сияющие глаза, в которых горит искорка познания, придают сил, и несмотря на то, что я весь день проводила уроки , с ними у меня открывается второе дыхание.
Вот, например, сегодня, Серёжа, поделился тем, что ему купили компьютер и он теперь будет запоминать все еще лучше, ведь ему еще маму и папу учить, я обещаю ему помочь. Маша перессорилась с одноклассниками, пришла в расстроенных чувствах , конечно, мне хочется ей помочь, увлечь работой.
Я нужна этим маленьким исследователям, необходимо ответить на множество «почему?», научить азам компьютерной грамотности и даже немного потанцевать, делая физминутку. Всё… тишина : ребята ушли по домам.
Пришло время: проверяю тетради. В этих строчках, формулах скрываются успехи и неудачи моих учеников, а значит, и мои собственные. Вот Вова не выполнил домашнее задание, а ведь смышленый мальчишка, завтра скажет, что за маленькими братьями смотрел и не успел. И я понимаю: их у него трое, он старший, вот она сельская жизнь: и в огороде нужно помочь, и по хозяйству, ведь мама у него одна, а уроки… Меня начинают мучить сомнения, двойка, а что дальше….не ставлю пока ничего, поговорю с ним завтра.
День подошёл к концу, пора домой, где уже заждалась любимая семья.
Я – сельский учитель. Я несу своим любимым ученикам общечеловеческие ценности, говорю о них, практикую их. Я служу учительскому делу, сею в душах детей «разумное, доброе, вечное». Я очень люблю свой предмет, я люблю тех, кого учу, кому отдаю своё сердце.
Хочу, чтоб у детей осталось
Моей души хоть часть, хоть малость!
Тогда могу сказать себе:
«Не зря живу я на земле!»
Я являюсь классным руководителем шестого класса, который учится по новым образовательным стандартам. Классное руководство забирает остатки свободного времени. После уроков - подготовка к мероприятиям, поездки, воспитательная работа – много всего, но мне это нравится, я хочу быть рядом с детьми, хочу, чтоб они были лучшими. Помогаю воспитывать в каждом ребёнке положительные нравственные качества через тренинги, внеклассные мероприятия, коллективные творческие дела, собственный пример. Учу разумно оценивать различные жизненные ситуации, с которыми приходится встречаться моим детям.
Стараюсь сплотить коллектив и, думаю, это получается. Каждое мое утро начинается со встречи с ребятами, мы обмениваемся новостями, они делятся планами, всеми своими радостями и горестями, нет ни одной перемены, чтоб они не забежали на минутку спросить, как мои дела. Я пытаюсь найти время всех выслушать и понять. Для меня это важно. Значит, мне доверяют, я нужна. Это моя победа как классного руководителя!
Вспоминая моих учеников, я хочу сказать словами великого Александра Сергеевича Пушкина: «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен!»
Как педагог, я нахожусь в постоянном профессиональном поиске. Разумеется, опыт приходит с годами. Я работаю в школе сравнительно недавно. Но всё-таки постараюсь поделиться своими мыслями о профессии учителя, раскрыть смысл своей педагогической деятельности.
Как измерить работу учителя? Учитель – это духовный наставник. Каждый день, заходя в класс, учитель должен понимать каждого и заботиться обо всех с открытой душой. А где же черпать вдохновение? Я нахожу его в самой себе, в детских глазах, смотрящих на меня и выражающих целую гамму чувств.
На уроках я дарю улыбку детям, но бываю требовательной и строгой; стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приёмов разных педагогических технологий. Мне очень важно, с каким настроением ребята уйдут с урока, что расскажут своим родителям.
Собираясь на урок, я хочу, чтоб моим ученикам было понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, находиться «в состоянии успеха». Поэтому на своих уроках стараюсь создавать проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения ребят в творческий поиск решения поставленных учебных задач.
Я хочу добиться максимально эффективного результата, а для этого использую все формы учебной работы: фронтальную, индивидуальную, работу в микрогруппах, коллективную, самостоятельную. Но в силу того что в классах в основном 25-28 детей, использую чаще работу в парах, реализуя принцип взаимопомощи, когда более сильный ученик курирует более слабого.
Важную роль в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям. Применяю динамические паузы, физкультминутки для глаз; стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке; слежу за своевременностью смены видов деятельности.
Каждый день я открываю школьную дверь и захожу в класс. Вновь звенит звонок, и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые, ясные, чистые глаза, любопытные, верящие, добрые, оценивающие каждый мой взгляд, жест, шаг, поступок. Они многого ожидают от меня.
Вспоминая свой первый урок и то, как я мечтала стать хорошим учителем, настоящим другом, второй мамой для своих детей, я думаю, что моя мечта сбылась!
Поразмышляв обо всём, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия…. И завтра я опять иду в школу…
А закончу я своё эссе словами Роберта Рождественского:
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что если останется жить земля –
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя.
Не на словах, а по вещей традиции,
Которая завтрашней жизни подстать,
Учителем надо будет родиться,
А только после этого стать.